Наставничество, как стратегия непрерывного развития Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: news   
08.02.2024 15:00

Наставничество, как стратегия непрерывного развития

Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. Так как любому, вновь прибывшему на новое место работы человеку требуется проводник в изучении и углублению в неизведанные для него процессы.

Наставник — это эксперт в определенной области, который делится профессиональными советами с менее опытным специалистом: как продвигаться по карьерной лестнице, какие навыки стоит развивать и какие ошибки чаще всего допускаются. По сути, это человек, который достиг успеха и готов раскрыть свои секреты другим людям.

Таким определением можно охарактеризовать сотрудника, который помогает новичку познать все аспекты деятельности на новом рабочем месте. На должность наставника для новых сотрудников на производстве обычно назначают людей, которые являются примером подражания для других сотрудников и являющихся одним из лучших в своей сфере. Тем самым руководство любого предприятия растит для себя будущих успешных сотрудников. Но что, же значит система наставничества в образовательной деятельности?

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.  Очень часто в роли наставника выступает куратор учебной группы.

Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональной и культурной сферах. Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, информационное и технологическое обеспечение, контроль за процессом и наличие методики оценки результатов.

 

Задачи наставнической деятельности. Деятельность наставника предполагает решение комплекса следующих задач:

1. Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.

2. Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.

3. Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).

4. Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

 

Формы наставничества:

1. Индивидуальная  — предполагает персонализированное сопровождение наставником обучающегося, с  учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

2.  Групповая- сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

4. Взаимная — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

5. Онлайн- поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет технологий. Этот пункт стал очень актуальным при обучении в дистанционном формате.